Эрмитаж: история, главные залы с картами

Эрмитаж

Санкт-Петербургский Государственный Эрмитаж является не только одним из самых крупных и известных в мире культурно-исторических музейных комплексов. Но и главной достопримечательностью Северной Столицы.

Ежегодно его посещают миллионы туристов со всего мира, независимо от времени года. Комплекс настолько обширен, что обойти все его залы за один день просто физически невозможно.

Мало того, в его залах можно заблудиться, если рядом не окажется гида, а под рукой – путеводителя или карты.

История Эрмитажа

Современный архитектурный комплекс Государственного Эрмитажа неразрывно связан с развитием Санкт-Петербурга в частности. И с историей России в целом.

Начав своё существование с относительно небольшой частной коллекции, музей планомерно разрастался. И становился всё более яркой жемчужиной мировой культуры.

Эрмитаж знавал разные времена, на его долю выпало немало испытаний. С ним связано множество любопытных исторических событий, тайн, легенд и мифов.

Эрмитаж

Коллекция Екатерины Великой

Формально датой основания главного музея страны считается 1764 год. Когда была создана картинная галерея Императорского Эрмитажа.

Она была сформирована из картин, переданных Екатерине II в счёт уплаты долга за срыв государственного контракта. По разным данным, из Берлина было привезено не то 225, не то 317 картин.

Но ценность их заключалась не в количестве, а в авторстве. В коллекцию вошли живописные полотна Рембрандта, Рубенса, ван Дейка и других знаменитых фламандских художников XVI века.

Эрмитаж

Поначалу бесценные шедевры были размещены в уединённой части Зимнего дворца. Которые сегодня известны как Малый Эрмитаж.

Само слово «Эрмитаж» можно перевести с французского как «уединение». В дальнейшем императрица продолжила скупать коллекции живописи по всему миру. Посвятив этому значительную часть своей жизни.

К концу её правления коллекция разрослась настолько, что существующих помещений перестало хватать. И в 1771 году было начато строительство Большого Эрмитажа, которое завершилось в 1787 году.

Эрмитаж

Первая половина XIX века

Дело Екатерины II по созданию невиданного собрания мировых шедевров культуры успешно продолжили её внуки – Александр I и Николай I. Правившие поочерёдно в 1-й половине XIX века.

Причём они не только скупали разнообразные ценные частные коллекции везде. Где предоставлялась такая возможность.

Велась и вдумчивая «точечная работа» с целью приобретения предметов искусства. Авторы которых ещё не были представлены в коллекции Эрмитажа.

Эрмитаж

Открытие публичного музея

До середины XIX века шедевры, входящие в коллекцию Эрмитажа, были доступны лишь членам императорской семьи. Приближённым особам и избранным личностям, получившим специальный пропуск.

Николай I принял историческое решение разрешить публичный доступ к мировому культурному наследию. Специально для этого было возведено здание Нового Эрмитажа. Открытие которого состоялось 5 февраля 1852 года по старому стилю.

И уже в 1880 году музей посетило свыше 50 000 человек. А коллекция продолжала расширяться.

И теперь в ней заметную роль стали играть произведения видных отечественных художников. Скульпторов и других деятелей изобразительных искусств.

Эрмитаж

Советский период

Великая Октябрьская революция внесла в судьбу главного русского центра искусствознания радикальные перемены. С одной стороны, коллекция музея существенно пополнилась за счёт национализированного имущества учреждений и частных лиц.

С другой стороны, в целях финансового укрепления молодой власти рабочих и крестьян множество ценностей было продано за рубеж.

В годы Великой Отечественной войны более 1 200 000 экспонатов было эвакуировано в Свердловск. А после её окончания коллекция существенно пополнилась за счёт ценностей, репатриированных из Германии и других европейских стран.

В 1957 году для посетителей был открыт 3-й этаж Зимнего дворца. На котором расположилась грандиозная выставка современного искусства.

Эрмитаж

Эрмитаж сегодня

В наши дни Государственный Эрмитаж представляет собой крупнейший художественный и культурно-исторический музейный комплекс. Общее количество экспонатов его коллекции насчитывает свыше 3 000 000 единиц хранения.

В основной архитектурный ансамбль, расположенный в самом центре Санкт-Петербурга, входят следующие здания:

  • Зимний дворец (окончание строительства – 1762 год);

  • Малый Эрмитаж (1775);

  • Большой (Старый) Эрмитаж (1787);

  • Эрмитажный театр (1787);

  • Новый Эрмитаж (1851).

В качестве запасников и подсобных построек используются здания так называемых Запасного дома и Эрмитажного гаража.

Эрмитаж

Филиалы и аффилированные объекты

Помимо собственно архитектурного ансамбля Зимнего дворца, в ведении Государственного Эрмитажа находится и целый ряд других зданий. Расположенных в Санкт-Петербурге:

  • Восточное крыло Главного штаба;

  • здание Биржи на Стрелке Васильевского острова;

  • Меншиковский дворец;

  • музей Императорского фарфорового завода;

  • фондохранилище и реставрационные мастерские в Старой Деревне.

Кроме того, филиалы государственного музея работают в Выборге, Казани, Екатеринбурге, Омске, Оренбурге, Амстердаме и Венеции.

Эрмитаж

Основные залы Зимнего дворца

Главным зданием архитектурного ансамбля Государственного Эрмитажа является Зимний дворец. Длина строения вдоль Невы составляет 210 метров, а со стороны Адмиралтейства – 175.

Высота трёхэтажного сооружения равна 23,5 метрам. В здании Зимнего дворца расположено 1064 комнаты. Но для посетителей открыто около трети из них.

Под общедоступную экспозицию отведено более 10 000 квадратных метров (400 залов). Дотошные учёные подсчитали, что даже для беглого осмотра всех выставочных залов только Зимнего дворца понадобится от 5 дней до недели.

1-й этаж

На первом этаже Зимнего дворца расположен главный вход в музейный комплекс, роскошный вестибюль и знаменитая Иорданская лестница. Она ведёт в бывшие главные императорские покои. В которых ныне расположились выставочные залы, посвящённые различным тематикам:

  • разнообразным историческим периодам, от эпохи палеолита до раннего Средневековья;

  • культуре и искусству древних цивилизаций и регионов, от Египта до Азии;

  • Золотая кладовая, выставка древнего восточного оружия, коллекция ценностей Древнего Египта.

Для удобства посетителей, помимо двух входов с просторными вестибюлями, гардеробами и роскошными лестницами, оборудовано несколько зон отдыха.

Всего 1-й этаж включает в себя 100 экспозиционных залов. Тематическое продолжение которых переходит в другие здания архитектурного комплекса Эрмитажа.

Иорданская лестница

2-й этаж

Экспозиция 2-го этажа Зимнего дворца целиком посвящена истории и культуре российского государства. Начинается она с уникальной коллекции икон XIV-XVIII веков.

И продолжается демонстрацией артефактов, принадлежащих разным историческим эпохам. От времён Древней Руси и заканчивая окончанием правления царской династии Романовых.

Не менее интересны и залы, которые до революции выполняли различные государственные функции и служившие апартаментами царской семьи:

  • Георгиевский зал (Большой тронный);

  • Концертный зал;

  • Малахитовая гостиная;

  • небольшая домашняя Сретенская церковь;

  • Готическая гостиная;

  • Большая столовая.

Здесь же расположена Большая парадная анфилада. Со множеством залов росошного убранства и знаменитой портретной галереей героев 1812 года.

Георгиевский зал

3-й этаж

Залы третьего этажа Зимнего дворца представляют собой своеобразную эклектику жанров. Наряду с восстановленными помещениями покоев императрицы.

В бывших фрейлинских комнатах расположились картинные галереи и скульптуры разных эпох и народов. Нумизматические коллекции, собрания изделий из металла, керамики и других материалов со всех уголков Земли.

Кроме того, на 3-м этаже располагаются постоянные и временные выставки различных жанров современного искусства.

Белый зал

Малый Эрмитаж

Компактное здание Малого Эрмитажа сегодня выполняет функции закрытого перехода между Зимним дворцом и Новым Эрмитажем.

Первый этаж галереи знакомит посетителей с образцами Древнеримского рельефа и мозаики. В зале Манежа проводятся разнообразные временные тематические выставки.

А на втором этаже установлены знаменитые на весь мир механические часы «Павлин».

Часы Павлин

Новый Эрмитаж

Являясь логическим продолжением экскурсии по знакомству с мировыми шедеврами культуры. Новый Эрмитаж обладает и самостоятельной обособленной тематичностью выставочных залов.

Два этажа здания, специально построенного для публичного посещения. И распахнувшего свои двери в 1851 году, посвящены двум разным направлениям.

1-й этаж

Сегодня практически весь 1-й этаж здания Нового Эрмитажа отведён под залы античной скульптуры больших и малых форм. Относящейся к различным регионам.

Посетителей встречают ростовые статуи, бюсты и барельефы из Древней Греции, Рима и Севрного Причерноморья. Кроме того, здесь представлены и другие экспозиции:

  • Бриллиантовая кладовая;

  • несколько залов ваз и керамики разных периодов и стран;

  • залы резных камней и миниатюр.

Обращает на себя внимание и оформление интерьеров выставочных залов. Пусть они и не настолько роскошны, как бывшие царские апартаменты Зимнего дворца, они всё равно производят сильное впечатление.

Залы Нового

2-й этаж

Второй ярус здания Нового Эрмитажа представляет собой как бы продолжение экспозиции живописных полотен Зимнего дворца.

Но помимо залов, где выставлены картины из той или иной страны (Италия, Испания и Голландия), существуют и «именные» залы. Посвящённые творчеству отдельных художников: Рубенса, Снейдерса, Ван Дейка и других.

Кроме того, именно на втором этаже Нового Эрмитажа расположен знаменитый Рыцарский зал.

Рыцарский зал

Большой Эрмитаж

На первом этаже Большого Эрмитажа, который часто ещё называют «Старым», располагаются помещения администрации музейного комплекса. У подножия лестницы, ведущей на второй ярус, установлены средневековые вазы итальянских мастеров.

А вот второй этаж здания представляет собой настоящий рай поклонников искусства эпохи Возрождения. Залы Невской анфилады вместили в себя произведения живописи, скульптуры и искусства росписи итальянских мастеров.

Кроме сборных коллекций, сушествует несколько персональных экспозиций. Посвящённых творчеству Леонардо Да Винчи, Тициана и других выдающихся мастеров той эпохи.

Зал Тициана

Эрмитажный театр

Со стороны Лебяжьей Канавки непосредственно к архитектурному комплексу музея примыкает Эрмитажный театр. Он соединён со зданием Большого Эрмитажа специальным арочным переходом.

Это сооружение было возведено по личному распоряжению императрицы Екатерины II «для устроения маскерадов, представлений и балов».

Несмотря на то, что строительство проходило с 1782 по 1789 годы, первый сезон в нём был открыт уже в 1795.

Здание знаменитого архитектора Кваренги не раз перестраивалось и реконструировалось. Но и по сей день оно поражает одновременно своей монументальностью и камерностью.

Эрмитажный театр

Схемы расположения залов Эрмитажа

Разумеется, заблудиться в буквальном смысле в стенах Эрмитажа невозможно даже совсем неопытному туристу. На помощь всегда придут служители музея, профессиональные экскурсоводы, аудио-гиды.

Или план-схемы, публикуемые ниже.

1-й этаж

1 этаж

2-й этаж

2 этаж

3-й этаж

3 этаж

Легенды и мифы Эрмитажа

Помимо невероятного сосредоточения мировых шедевров мировой культуры, великолепния интерьеров и неповторимой красоты архитектурных решений. Эрмитаж славится теми многочисленными тайнами, легендами и мифами, которые его окружают.

Экскурсоводы с удовольствием рассказывают гостям разные увлекательные истории:

  • об ожившей египетской мумии;

  • о тайне часов «Павлин»;

  • об атлантах, исполяющих желания;

  • о тайне золотой маски;

  • о призраке императора.

И множество других удивительных и таинственных фактах. В том числе – и о подземных ходах Зимнего дворца и об охраняющих их котах. Которые сыграли неоценимую роль в сохранении мировых ценностей.

Коты Эрмитажа

Как добраться

В непосредственной близости от Дворцовой площади, на которой расположен главный вход в Эрмитаж, находятся сразу 3 станции петербургского метрополитена:

  • «Адмиралтейская» (удалённость – 700 метров);

  • «Невский проспект» (900);

  • «Гостиный Двор» (1,3 километра).

До ближайшей остановки общественного городского транспорта «Дворцовая площадь» следуют автобусные маршруты № 7, 10, 24 и 191, а также троллейбусы № 1, 7, 10, 11. Автомобильной парковки для частных транспортных средств поблизости нет.

Эрмитаж на карте Петербурга

Другие здания Эрмитажа в Питере

Помимо грандиозного музейного комплекса, расположенного на Дворцовой площади и включающего в себя Зимний дворец. В ведении Государственного Эрмитажа находится ещё несколько весьма значимых объектов в Санкт-Петербурге.

Большинство из них представляют собой исторические здания поблизости. Они также вызывают неподдельный интерес у миллионов туристов и своей любопытной историей. И величественностью архитектуры, и уникальной ценностью экспозиций.

Восточное крыло Главного штаба

Величественное здание Главного штаба, обрамляющее Дворцовую площадь напротив Зимнего дворца. Было построено в период с 1819 по 1829 годы по проекту архитектора Карла Ивановича Росси.

Долгое время грандиозное симметричное строение со знаменитой Аркой использовалось в сугубо военных целях. В нём, в соответствии с названием размещались различные штабные учреждения сначала Российской империи, а потом – СССР.

Эрмитаж

В 1993 году восточное крыло комплекса Главного штаба было передано в управление Государственному Эрмитажу. После грандиозной реконструкции, завершившейся в 2003 году, оно стало использоваться как выставочный комплекс.

Помимо этого, в Восточное крыло переехали некоторые административные службы и постоянные экспозиции. Сегодня в стенах новой части музейного комплекса можно увидеть:

  • постоянные выставки работ Матисса, Малевича, Кандинского и других знаменитых авторов;

  • выставка искусства народов Африки, занимающая практически весь второй этаж;

  • собрание европейской живописи XIX века и коллекция МИД России на третьем этаже;

  • экспозиция работ импрессионистов и великим художников XX века. Включая именные залы Моне, Ренуара, Ван Гога и других – на 4-м ярусе.

Помимо выставленных шедевров, глубокое впечатление производят и сохранившиеся отреставрированные исторические интерьеры помещений Главного штаба.

Эрмитаж

Меншиковский дворец

Строительство архитектурного ансамбля, выполненного в архитектурном стиле так называемого «Петровского барокко», закончилось в 1720 году. Но уже через 7 лет светлейший князь Александр Меншиков попал в опалу и был отправлен в ссылку.

От его некогда шикарного имения, занимавшего почти весь Васильевский остров, остался только «посольский дворец». Долгое время в нём размещался Кадетский корпус. А после революции – различные военные образовательные учреждения.

Дворец Меншикова

В 1981 году, после окончания масштабных реставрационных работ, здание дворца было передано Государственному Эрмитажу. С тех пор там размещается постоянно обновляемая выставка, посвящённая культуре России первой половины XVIII века.

В то же время восстановлены в первозданном виде некоторые интерьеры парадных залов и кабинетов. Принадлежавших в то время семье Меншиковых.

Ореховый кабинет

Биржа

Изначально монументальное здание Биржи, построенное в архитектурном стиле классицизма в 1816 году. И замыкающего безупречную геометрическую полукруглую линию Стрелки Васильевского острова. Действительно задумывалось как здание для совершения торговых операций.

Но то сооружение, которое можно видеть сегодня, пережило невероятное множество изменений. Как внешнего вида, так и функционального назначения.

Здание Биржи

Как реальная площадка для заключения сделок она прослужила совсем недолгое время. Виной тому стало не только зачаточное на тот момент развитие рыночных отношений в России. Но и глобальные геополитические изменения, происходившие в те времена во всём мире.

В разные времена здание Петербургской Биржи выполняла самые разнообразные функции. Которые, порой, вовсе не соответствовали первоначальному назначению:

  • морской пакгауз (место хранения пороха);

  • отделение архивных данных;

  • управление обслуживания музейных ценностей – очень сложная структура. Отвечающая, в том числе, за «разжигание» Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова.

Во времена существования Советского Союза практически всё огромное пространство Биржи (за исключением подсобных и хозяйственных помещений) было отведено Музею военно-морского флота.

Сегодня модели кораблей и парусов, некоторые из которых были сделанны вручную, увидеть абсолютно невозможно. После передачи здания Биржи в распоряжение Эрмитажа в 2014 году там проводится бесконечная реконструкция.

Музей ВМФ

Музей Императорского фарфорового завода

Одно из двух зданий, формально принадлежащих Государственному Эрмитажу. Но находящихся не в историческом центре Санкт-Петербурга.

В XVIII веке буквально во всех европейских странах царила мода на фарфор. Но стоил он очень дорого, а рецепт его изготовления хранился в строжайшей тайне.

Не желая отставать от блестящих дворов Европы, российская императрица Елизавета Петровна в 1744 году повелела основать собственный завод по производству фарфора.

Поначалу дело не заладилось, и первые достаточно примитивные изделия были выпущены только в 1850 году.

Нынешний вид ЛФЗ

Но со временем производство высококачественного фарфора разрослось. Настолько, что в 1844 году по именному повелению Николая II один из корпусов завода на бывшем Шлиссельбургском тракте (нынешний адрес: проспект Обуховской Обороны, 151) был отдан под музей эксклюзивных шедевров отечественной школы фарфора.

И дело тут было не не только в столетии основания. Но и в том, что именно это производство долгие годы обеспечивало Императорские дворы.

И не только России, но и почти всех зарубежных королевских династий. Даже после революции и Великой Отечественной войны клеймо «ЛФЗ» считалось одним из главных эталонов непревзойдённого качества. Изысканного художественного стиля и собственного непередаваемого стиля.

Зал музея ЛФЗ

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Пусть этот комплекс, принадлежащий Государственному Эрмитажу, не находится в историческом центре Санкт-Петербурга. Но недооценить его значение просто невозможно.

Очень долгое время, несмотря на свой статус грандиозного мирового собрания шедевров. Реставрационные мастерские музея ютились, что называется, где попало.

Но в 1990 году было принято решение о строительстве современного комплекса. Отвечающего всем передовым по тем временам стандартам.

Здания эрмитажных мастерских

По различным политическим, финансовым и некоторым другим причинам, первую очередь ввели в эксплуатацию только в 2003 году.

Второй этап строительства закончился в 2006 году. А возведение третьей очереди продолжается по сей день.

Тем не менее, силами творческого коллектива в этом «техническом», казалось бы, комплексе на Заусадебной улице, 37-а (бывшая северная граница Петербурга у Чёрной речки). Был организован целый ряд весьма впечатляющих экспозиций:

  • Каретный зал с подлинными экипажами XVIII-XIX веков;

  • выставка мебели XVI-XIX веков, насчитывающая более 1 000 экспонатов;

  • уникальные коллекции шпалер, отдельные экземпляры живописного искусства, керамики и исторических ценностей.

Некоторые экземпляры, находящиеся в постоянной или временной экспозиции реставрационного центра «Старая Деревня». Невозможно увидеть даже в основных залах Эрмитажа.

Каретный зал

Часы работы и стоимость билетов

Необходимо понимать, что весь комплекс Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Хоть и представляет собой некий единый культурный ансамбль, но включает в себя различные компоненты.

Так, например, доступ в Зимний дворец отнюдь не гарантирует посещение залов Старого Эрмитажа.

А посещение Генштаба, музея ЛФЗ или временных выставок или отдельных инсталляций и вовсе подчинено своему собственному расписанию, Можно лишь привести средние значения.

Режим работы перечисленных объектов

Разумеется, все объекты Эрмитажа работают в своём собственном режиме. И это зависит не только от желания заработать максимальное количество денег на туристах. Но и от соображений сохранности мировых шедевров.

В общем и целом распорядок работы основных экспозиций выглядит следующим образом:

  1. Главный музейный комплекс открыт для посетителей с 11:00. В среду, четверг и воскресенье гостей пускают до 18:00, а вот по вторникам, пятницам и субботам – до 20:00. В понедельник попасть в главные залы невозможно. Как и в Федеральные праздничные дни.

  2. Восточное крыло Главного штаба работает в аналогичном режиме. Но входные билеты необходимо оплачивать в локализированных кассах или пунктах оплаты.

Нужно отметить, что работа касс, как и вход посетителей непререкаемо прекращается ровно в 16:00.

Про Биржу пока говорить нечего – туда пускают только рабочих. Дворец Меншикова формально открыт с 11:00 до 18:00 в любой день, кроме понедельника.

Музей Фарфора лишь немного выбивается из обычного «эрмитажного» графика – в субботу он работает не до 8 вечера, а до 19:00. Что касается выставочных залов «Старая Деревня», то на экскурсию по фондам нужно записываться заранее.

Экскурсии в Эрмитаж

Стоимость билетов

Здесь, опять же, необходимо понимать дифференциацию ценовой политики к конкретным категориям граждан. Так, например, стандартный входной билет, купленный в кассе на подходе к Зимнему дворцу, стоит всего 500 рублей.

Детям до 7 лет он и вовсе достанется бесплатно, но при этом ребёнок должен постигать мировые шедевры в сопровождении взрослых. Разумеется, есть и дневные абонементы, и скидки для определённых категорий граждан.

Кассы к Эрмитажу

По сравнению с большинством мировых сосредоточений культурных шедевров, посещение Эрмитажа очень доступно по стоимости. Разумеется, за услуги экскурсовода, персонального гида или интерактивного индивидуального тура придётся доплатить.

Очень трудно на данный момент привести конкретные цены. Разумеется, лучше всего уточнить это на официальном сайте музея.

Но, как оно задумывалось «местом уединения» Екатериной (Ermitage). С последующими изменениями и царственных особ, и поверженных племён, и купцов, и даже простых людей.

Оно стало символом единения и невероятно насыщенным очагом культуры. Это невероятное творение невероятно потрясающе, как снаружи, так и внутри.

Эрмитаж

Очень сложно – практически невозможно – в короткой статье более или менее рассказать про Эрмитаж. В мире есть огромное количество городов с невероятно красивыми архитектурными ансамблями.

Их сложная история длилась веками, в отличие от 300-летнего Санкт-Петербурга. Но что-то есть в этом городе, так и не сдавшемся врагам, нечто особенное. И Эрмитаж – один из невероятных его символов.

Эрмитаж

Больше информации про достопримечательности Санкт-Петербурга можно получить в статьях:

Эрмитаж

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: