Содержание
- 1 История Канонерского острова
- 2 Канонерский парк
- 3 Достопримечательности
- 4 Пляжный отдых на Канонерском острове
- 5 Перспективы развития
- 6 Канонерский остров на карте Санкт-Петербурга
- 7 Как добраться
- 8 Отели поблизости
- 9 Социально-экономическая инфраструктура
- 10 Программа реиновации
- 11 Заключение
- 12 Достопримечательности поблизости
Канонерский остров в Санкт-Петербурге представляет собой уникальное место. Не нанесённое на туристические карты.
Несмотря на то, что Канонерский остров в Санкт-Петербурге не входит в число туристических достопримечательностей. Посещение этого места приносит целый ряд необычных и ярких впечатлений.
Канонерский остров представляет собой весьма необычное место. Даже для такого своеобразного места, как Санкт-Петербург.
Здесь тесно переплетаются вековая история и самые современные технологии. Индустриальное строительство с жилыми кварталами. Шумные предприятия с пляжной зоной и «дикими» площадками для пикников.
Местные жители в шутку называют это место «Канарами». Из-за наличия дикого пляжа и «моря» – Финского залива.
Но на питерских Канарах расположено ещё и крупное промышленное предприятие. И уникальное инженерное транспортное сооружение.
История Канонерского острова
Долгое время остров, который финны называли Киссасаари – «Кошачий» – был необитаем. Населяли его исключительно кошки.
Но с основанием Санкт-Петербурга цивилизация дотянулась и до этого обособленного места. Уже в первой половине XVIII века здесь разместилась оборонительная артиллерийская батарея. Пороховые погреба и склады боеприпасов.
Именно тогда за островом 5 километров длиной и примерно 650 метров шириной и закрепилось нынешнее название. «Канонерами» (или «канонирами») называли на французский манер в те времена артиллеристов.
Практически до конца XIX века остров оставался пустынным и не имел никакого хозяйственного значения. Выполняя функции полигона.
Строительство Морского канала
На коренное преобразование бывшего заброшенного клочка земли кардинальное влияние оказало строительство Морского порта и канала. Начавшееся в 1870-х годах.
Тогда на месте бывшего полигона был возведён судоремонтный завод. С этой целью Канонерская коса была увеличена и достигла пролива «Золотые ворота». Являвшегося главным входом в город для морских судов и выполняющего эту функцию в наши дни.
Тем не менее, остров оставался оторванным от города. И сообщение с его центром осуществлялось посредством парома или санных обозов.
Зачастую жители острова отправлялись в город на собственных лодках. На острове до сих пор не существует улиц – только номера домов.
А до совсем недавних времён жители “Канонерки” либо не запирали свое жильё вовсе. Либо оставляли ключи под ковриком. Это – совершенно не характерно для Санкт-Петербурга.
Советские времена
Обособленная атмосфера Канонерского острова продолжала существовать и во времена СССР. С той лишь разницей, что в 60-х годах здесь появились объекты массовой жилой застройки. Причём, наряду со стандартными «хрущевками», здесь возводились здания по экспериментальным проектам.
Одной из сохранившихся достопримечательностей того периода является дом. В котором однокомнатные квартиры занимают целых 3 этажа!
На нижнем ярусе располагается прихожая и санузел, выше размещается жилая комната, а ещё выше – кухня. В советские времена Канонерский остров шутливо называли «Канарами» из-за пляжей и пикниковых зон.
Но его территория, по-прежнему, оставалась не только закрытой по соображениям секретности. Однако и труднодоступной ввиду отсутствия транспортного сообщения с «большой землёй».
Но, несмотря на пропускной режим, многие горожане проникали на Канонерский остров для проведения пикников, купания. Или ловли знаменитого питерского деликатеса – корюшки.
Канонерский остров сегодня
В 1983 году был введён в эксплуатацию километровый подводный тоннель, связавший Канонерский остров с Гутуевским. Открыв тем самым дорогу в Ленинград.
В том числе – и для городского общественного транспорта. После этого строительство жилых домов получило новый импульс. Хотя улицы на острове так и не появились.
А с началом возведения Западного скоростного диаметра (ЗСД) на Канонерской косе и вовсе создалась уникальная ситуация.
Гигантские транспортные эстакады и развязки были проложены прямо над жилыми домами на 50-метровой высоте. Некоторые из домов пришлось расселить. А само достаточно спорное решение до сих пор вызывает протесты местных жителей.
Одновременно начались работы по облагораживанию и оборудованию рекреационных зон в виде Канонерского парка. Но до сей поры они ведутся, что называется, «ни шатко, ни валко».
Как и реализация проекта по созданию дополнительных намывных территорий. И масштабного строительства жилых кварталов.
Канонерский парк
Хотя о создании Канонерского парка впервые заговорили ещё в самом начале XXI века. Стадия его обустройства до сих пор находится на проектном уровне.
Песчаные пляжи живописной косы и природные зоны Канонерского острова издавна привлекали сюда жителей города. Даже с учётом индустриальной застройки, здесь можно было найти место для уединения, жарки шашлыков. Или отдыха на природе с любованием завораживающими видами.
Всё, что сделано властями на сегодня – это Путиловская набережная. Названная так в честь знаменитого заводчика, с тротуарным покрытием сомнительного качества. Да кусок «дикого» пляжа, который время от времени пытаются очистить от мусора волонтёры.
Запланированное строительство храма Кирилла и Мефодия также остаётся только на бумаге…
Тем не менее, виды с Канонерского острова на Финский залив и окрестные пейзажи открываются поистине великолепные! Особенно впечатляюще выглядят океанские круизные лайнеры в лучах заходящего солнца.
Достопримечательности
Посещение Канонерского острова не входит ни в одну экскурсионную программу. Предлагаемую туристическими фирмами или бюро.
Индустриальные объекты и типовая жилищная застройка советского периода не вызывает у туристов практически никакого интереса. В Питере и без этого есть на что посмотреть.
Тем не менее, есть свои достопримечательности и на этом клочке земли:
- здание бывшей портовой конторы.
Построенное в архитектурном стиле «модерн» в начале XX века;
- скульптура хулиганистого вида кота.
Одетого в морские брюки, ботинки и клетчатую кепку, носящего в народе имя Шкипер;
- конструктивистское здание школы с бассейном.
Построенное в 1985 году;
- памятник работникам Судостроительного завода в годы блокады.
Открытый к 30-летию Великой Победы.
Конечно, еще одной достопримечательностью Канонерского острова можно считать и гигантские сооружения Западного скоростного диаметра.
Огромные эстакады не только проходят прямо над крышами домов. Но и далеко вторгаются в акваторию Финского залива. Здесь нашли пристанище и местные любители яхтинга и водномоторных видов спорта.
Пляжный отдых на Канонерском острове
Несмотря на полное отсутствие на Канонерском острове благоустроенной пляжной инфраструктуры. И оборудованных зон отдыха. Эта уединённая полоска земли на краю Финского залива издавна пользовалась у горожан достаточно высокой популярностью.
Ещё с советских времён сюда приезжали со всех концов Ленинграда. Чтобы искупаться, позагорать, пожарить шашлыки или просто отдохнуть на природе, покормив чаек.
Поскольку здесь нет даже элементарных удобств, отдыхающих в этих местах гораздо меньше. Чем, например, на популярных пляжах северо-восточного побережья Финского залива.
Да и купание в акватории Канонерского острова официально запрещено. В пляжной зоне действительно много мусора. А качество воды значительно снижают расположенные поблизости промышленные предприятия.
Тем не менее многие приезжают сюда именно ради дикой природы. Уединения и погружения в специфическую атмосферу этого островного «анклава».
Тем более, что на сегодняшний день строгий пропускной режим уже не действует. Он распространяется только на территорию промышленной зоны.
Перспективы развития
Власти сначала Ленинграда, а позже – и Санкт-Петербурга. Постоянно разрабатывали планы относительно будущего Канонерского острова.
Но все проекты по развитию и благоустройству этой территории так и оставались лишь на бумаге.
Причиной тому были сразу несколько факторов:
- недостаточный уровень транспортного сообщения.
Даже несмотря на введённый в эксплуатацию тоннель;
- преобладание промышленной застройки.
В том числе – режимных и секретных предприятий;
- сложность грунтов и почв.
Но главным фактором, тормозящим развитие Канонерского острова, являлся недостаток финансирования. Именно от него зависят перспективы, предусматривающие создание новых намывных территорий. Строительство жилых комплексов, объектов социально-экономической инфраструктуры, предприятий коммерческого сектора и так далее.
На сегодняшний день, кроме пары десятков жилых домов, школы с бассейном, нескольких общежитий и пары магазинов. На Канонерском острове нет практически ничего.
Даже с грехом пополам обустроенная смотровая площадка производит достаточно жалкое впечатление. Но само географическое расположение этого участка суши, безусловно, имеет стратегическое значение. И при грамотном подходе сулит большие перспективы.
Планы развития «Канар» регулярно обновляются. Но их практическая реализация не начата до сих пор.
Канонерский остров на карте Санкт-Петербурга
По своему расположению на карте Санкт-Петербурга остров Канонерский представляет собой уникальное место. С одной стороны, это – один из самых западных участков города. Расположенный уже непосредственно в водах Финского залива. Он входит в систему островов и отмелей так называемого Невского бара на юго-западной границе Невы.
С другой стороны, благодаря уникальному для советской инженерии подводному тоннелю. Ведущему на соседний Гутуевский остров, с «Канонерки» можно очень быстро добраться до исторического центра города. С его бесчисленными достопримечательностями.
А трассы ЗСД, построенные уже в нынешнем тысячелетии. СЧвязали Канонерский остров со всеми другими районами Северной Столицы.
Подземно-подводный тоннель
Строительство тоннеля, соединившего Канонерский остров с Санкт-Петербургом транспортной артерией. Завершилось в 1983 году.
До этого местные жители отправлялись в город на лодках или паромах летом. И на санях или машинах по льду – зимой.
При его сооружении использовались технологии, которые в Советском Союзе не применялись ни до, ни после. Так, например, гигантские строительные конструкции приходилось погружать в воду целиком с последующим осушением.
Протяжённость двухполосного тоннеля составляет 947 метров. В нём есть полутораметровые пешеходные тротуары. Но отправиться в километровую «трубу» со стремительно мчащимися по ней автомобилями и автобусами рискнёт далеко не каждый.
Сразу после введения в эксплуатацию тоннель регулярно подтапливался. Но после капитальных ремонтных работ 1998-2002 годов ситуация значительным образом улучшилась.
Интересно, что достаточно продолжительное время тоннель не имел официального названия. И только 25 июня 2020 года ему было присвоено наименование «Канонерский».
Западный скоростной диаметр
Трасса Западного скоростного диаметра, связывающая между собой город Белоостров на севере и станцию Предпортовую на юге. Проходит, в том числе, и по Канонерскому острову.
Платная дорога протяжённостью 46 километров связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД). Это обеспечивает транспортное сообщение со странами Балтии, Скандинавии и с соседними российскими регионами.
Непосредственно ЗСД по большей части представляет собой высотные эстакады с шестью или восемью автомобильными полосами. Многочисленными съездами и развязками, мостами и тоннелями.
Строительство грандиозного сооружения стоимостью свыше 200 000 000 000 рублей, велось с 2005 по 2013 годы. Магистраль позволила существенно разгрузить транспортную сеть центра города. Но в эстетическом плане изящности Канонерскому острову она явно не добавила.
По территории Канонерского острова проходит подключенная к ЗСД трасса непрерывного движения «Транспортный обход центра». Для обеспечения функционирования магистрали были построены эстакады высотой более 50 метров.
Поначалу этот проект вызвал серьёзные опасения у жителей микрорайонов «Канонерки». И они были не напрасны: помимо сомнительной эстетической ценности, эстакады принесли немало неудобств.
Главными из них являлись круглосуточный шум, несмотря на установленные поглощающие экраны. А также грязь и пыль, которых на Канонерском острове и так было достаточно.
В итоге значительную часть жилых зданий, находящихся вблизи трассы, пришлось расселить. А строительство новых жилых комплексов было практически полностью остановлено.
Их возведение планируется лишь в отдалённом будущем с созданием новых намывных территорий.
Как добраться
Доехать до Канонерского острова на собственном автомобиле можно только через уже упоминавшийся тоннель. Через него же проложены и маршруты городского общественного транспорта:
- от станции метро «Балтийская» – автобусы № 67 и 70;
- от «Сенной площади» – тот же 70-й и 71-й;
- от «Нарвской» курсирует автобус № 35;
- от автостанции «Кировский завод» до «Канар» довезёт 66-й автобусный маршрут.
Помимо автотранспорта, для Канонерского острова по-прежнему актуален и речной. Пришвартованные в прибрежной полосе катера и яхты – здесь обычное дело.
Отели поблизости
Гостиничный номерной фонд Санкт-Петербурга достаточно обширен и продолжает стремительно развиваться. Но в самый разгар туристического сезона у многочисленных гостей города могут возникнуть проблемы с размещением.
Это в полной мере касается и Канонерского острова. Помимо частных квартир, сдаваемых в наём, других вариантов размещения здесь нет.
Правда, в ближайших окрестностях размещено сразу несколько объектов гостиничной индустрии:
- отель Primorsky;
- гостиница «Балтийская»;
- апартаменты Eliza Home;
- отель «Маяк»;
- хостел Rental SPb.
Несмотря на явный дефицит вариантов размещения гостей на питерских «Канарах». Цены на проживание здесь заметно ниже, чем в центральной части города.
В то же время главные достопримечательности Северной Столицы находятся в пределах получаса езды отсюда.
Социально-экономическая инфраструктура
На Канонерском острове почти полностью отсутствуют предприятия торговли, общественного питания. И другие объекты социально-экономической инфраструктуры. Здесь расположены лишь пара магазинов шаговой доступности и небольших кафе.
Это связано с тем, что работники предприятий приезжают на них в рамках рабочего времени. А большинство местных жителей либо переехали, либо расселено.
А развлекательные заведения отсутствуют практически полностью. Но в близлежащих районах без труда можно найти всё необходимое для комфортного отдыха.
Благо, транспортное сообщение с ними налажено достаточно эффективно. Даже несмотря на то, что осуществляется оно по единственному маршруту, проложенному по подводному тоннелю.
Ну, а приехавшие сюда просто отдохнуть на природе всё необходимое обычно берут с собой. Что же касается объектов бытового обслуживания и медицинских учреждений. То в Санкт-Петербурге никакого дефицита в их наличии не наблюдается.
Программа реиновации
Несмотря на все сложности, власти Санкт-Петербурга не оставляют в стороне идеи глобальной реконструкции Канонерского острова.
При этом речь идёт не о закрытии действующего Судостроительного завода, а о создании новых намывных территорий. Для «Канонерки» это – не новость.
За историю своего существования остров не раз изменял свою форму и территорию. Вот и сегодня существует проект создания на новых землях крупного жилого массива с развитой транспортной и социально-экономической инфраструктурами.
Заключение
Канонерский остров никак нельзя отнести к «открыточным» достопримечательностям Санкт-Петербурга. Но для тех, кто жаждет увидеть Северную Пальмиру с неожиданной стороны. «Канары», несомненно, представляют определённый интерес.
За время своего обособленного существования здесь сложился уникальный микромир. И сформировалась собственная атмосфера.
Она лишена загадочности и выглядит достаточно буднично. Но «Канонерка» и ценна своей непосредственностью, открытостью людей, хорошо знающих друг друга.
Конечно же, главная достопримечательность Канонерского острова – это открывающиеся с него виды. С небольшого участка земли можно устремить свой взгляд и на историческую застройку Санкт-Петербурга. И на бескрайние просторы Невской губы и Финского залива.
Особую романтичность этому индустриальному на первый взгляд району придают неспешно бороздящие акваторию Морского канала крупные грузовые корабли. И гигантские белоснежные океанские лайнеры.
А если повезёт, то с острова можно увидеть настоящую субмарину в надводном положении. Стремительный боевой корабль или даже парусное судно. Недаром это место так манит к себе живописцев и фотохудожников.
Достопримечательности поблизости
В непосредственной близости от Канонерского острова расположены и другие отмели Невской губы. Которую местные жители иронично называют «Маркизовой лужей».
Кроме того, с «Канар» сегодня можно легко попасть в центр Санкт-Петербурга. И на близлежащий крупнейший остров Северной Пальмиры – Васильевский. До центра города от «Канонерки» – каких-то 30 минут транспортом, а до «Васьки» – и того меньше.
Там взгляду туриста предстают величественные дворцы, живописные реки и каналы, исторические и архитектурные памятники. Которыми Санкт-Петербург в буквальном смысле перенасыщен.
По сравнению со всем этим великолепием, привлекательность Канонерского острова, безусловно, меркнет. Но есть у этого небольшого участка земли площадью всего-то 115 гектаров и какое-то своё индивидуальное очарование.
Здесь удивительным образом соединились история основания Санкт-Петербурга. Когда остров выполнял оборонительные функции. Наследие советской эпохи и невероятные современные инженерные сооружения.
Больше информации про достопримечательности Санкт-Петербурга можно получить в статьях:
- Аквапарк «Питерлэнд» в Санкт-Петербурге;
- Парк аттракционов «Диво Остров» в Санкт-Петербурге;
- Кунсткамера Санкт-Петербурга: что это и особенности места;
- Эрмитаж: путешествие в сердце искусства Санкт-Петербурга;
- Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге;
- Невский проспект в Санкт-Петербурге: достопримечательности;
- Сенатская площадь: история, архитектура и современная жизнь;
- Зима в Питере: достопримечательности Санкт-Петербурга зимой;
- Васильевский остров в Санкт-Петербурге: достопримечательности;
- Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге: история, достопримечательности…