Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Содержание

Мемориальный комплекс «Дорога жизни» в Санкт-Петербурге – это не только историческая автомобильная трасса. Но и философский путь осознания.

Проложенная по местам страшных событий блокады Ленинграда 1941-43 годов. Автомобильная трасса заставляет задуматься о звериной сущности фашизма и невинных жертвах человеческой жестокости.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в нынешнем Санкт-Петербурге представляет собой памятник беспримерного мужества защитников блокадного Ленинграда и жителей города. Подвергшихся невероятному геноциду и истреблению в 1941-1943 годах.

Он олицетворяет собой одновременно звериную сущность фашизма и несгибаемую силу человеческого духа. Ежегодно миллионы людей со всего мира приезжают в эти места. Чтобы поклониться памяти жертвам и понять, что подобное никогда не должно повториться.

Комплекс «Дорога Жизни» на карте города – это не просто транспортный маршрут. А настоящий героический символ Ленинграда-Петербурга.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Больше информации про достопримечательности Санкт-Петербурга можно получить в статьях:

История Дороги жизни

Начало Великой Отечественной войны складывалось для Советского Союза катастрофически. Пользуясь эффектом внезапности, количественным и тактико-техническим превосходством. Немецко-фашистские войска, нанесли ряд тяжёлых поражений Красной армии.

Они сумели достаточно быстро продвинуться далеко вглубь территории СССР. И создать реальную угрозу двум главным советским городам – Москве и Ленинграду.

Но если Москву гитлеровский план блицкрига предусматривал непременно захватить. То на Ленинград фашисты решили лишние силы не тратить, взяв его измором.

Наступление фашистов в 1941

Начало блокады Ленинграда

Уже 8 сентября 1941 года, через 2,5 месяца после начала войны, передовым немецким частям удалось захватить город Шлиссельбург. Находящийся на правом берегу Невы.

Таким образом фашистам удалось полностью прервать не только речное и железнодорожное. Но и любое сухопутное снабжение города, замкнув кольцо блокады Ленинграда с юга.

В то же время с северного направления подходы к городу надёжно перекрывали финские союзники Германии. На западе находился заминированный врагом Финский залив. А с востока к Ленинграду прилегало практически непригодное для судоходства Ладожское озеро. К тому же отлично простреливаемое противником.

Блокада Ленинграда

Голод, проблемы снабжения и эвакуации

А между тем в Ленинграде оставалось более 2 000 000 жителей. Не считая многочисленных беженцев и защитников города.

Всех их необходимо было снабжать продовольствием, медикаментами и боеприпасами. Помимо этого, нужно было организовать эвакуацию на «Большую землю» гражданских лиц, раненых и больных.

Разумеется, никакой воздушный флот справиться с этими задачами не мог. Голод в Ленинграде возник практически сразу после установления блокады.

Собственных запасов продовольствия в промышленном центре было мало. Город традиционно снабжался за счёт области, уже практически полностью находящейся в оккупации.

К тому же, в первые дни блокады продовольственные склады были уничтожены налётами авиации и артиллерийскими обстрелами фашистов.

Голод, проблемы снабжения и эвакуации

Прокладка Дороги жизни

Единственным транспортным путём, более-менее пригодным для сообщения с осажденным Ленинградом. Оставался узкий водный коридор в южной части Ладожского озера.

Он хоть и простреливался врагом, но по большей части контролировался советскими войсками. Баржи к Осиновецкому маяку отправлялись из различных точек восточного побережья, в том числе и из Старой Ладоги.

Несмотря на крайне суровый и капризный норов Ладожского озера, беспрестанные артобстрелы и постоянные авианалёты. Баржи и корабли Ладожской флотилии интенсивно снабжали Ленинград всем необходимым.

И эвакуировали из города гражданских лиц и раненых. Но для всех было очевидно, что водные маршруты в ближайшее время скуёт лёд и навигация прекратится.

Водная дорога жизни

Создание ледовой трассы

К счастью, в 1941 году лёд окончательно установился на Ладоге сравнительно поздно. Первый санный обоз отправился в путь по замерзшему озеру лишь 17 ноября.

Эта отсрочка, предоставленная самой природой, позволила учёным-гидрологам, военным топографам и гражданским специалистам провести гигантский труд. По прокладке ледового маршрута от посёлка Кобона на восточном побережье до маяка в Осиновце.

Далее автомобильные караваны следовали более безопасным наземным путём. Находящимся под контролем войск Красной армии.

Так была создана военно-автомобильная трасса № 101. Вошедшая в мировую историю как «Дорога жизни».

Коллаж Ледовая дорога

Критическая ситуация

Тем временем ситуация в осаждённом городе становилась всё более и более катастрофической. Несмотря на суровые морозы, доходившие в ноябре-декабре 1941 года до -40 градусов. Лёд на Ладожском озере никак не мог достигнуть оптимальной толщины для передвижения тяжёлых гружёных автомобилей.

Достаточно сказать, что один из первых же караванов «полуторок», отправленный 29 ноября, потерял 52 машины. Большинство из которых и поныне покоятся на дне своенравного Ладожского озера.

А минимальная норма выдача хлеба в блокадном Ленинграде к тому времени упала до едва заметных глазу 125 граммов. Да и полноценным хлебом этот эрзац-продукт было назвать уже никак нельзя.

Блокадный хлеб

Значение Дороги жизни и её вклад в Победу

Но несмотря ни на какие трудности, опасности и потери, город жил, а дорога функционировала. Существуют различные результаты исследований относительно объёмов грузоперевозок. Осуществлённых по Дороге жизни за все почти 500 дней её существования.

Цифры разнятся главным образом из-за того, что за основу статистической базы берутся различные сведения. С учётом корабельных или авиационных перевозок, либо без них.

Но большинство общепризнанных официальных данных показывают. Что только за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было перевезено в Ленинград свыше 360 000 тонн жизненно необходимых грузов. А в обратном направлении было эвакуировано более 550 000 человек.

А уже в следующем блокадном сезоне эти показатели возросли, как минимум, в 2 раза.

Первые автомобили на льду Ладожского озера

Жизнь, надежда и вера в победу

Конечно, пунктирная транспортная нить была не в состоянии в полной мере обеспечить все нужды столь большого города. Каковым являлся в то время Ленинград.

Но именно благодаря ей уже 25 декабря 1941 года норма выдачи хлеба в городе была увеличена на 75 граммов. Разумеется, это не смогло остановить высокую смертность населения от голода, истощения и болезней.

Но теперь ленинградцы знали, что Родина их не забыла и не бросила. Дорога жизни подарила измождённым жителям обречённого города самое главное – надежду.

Которая в конце концов и позволила им выстоять, несмотря ни на что. Так и не склонив колени перед сытыми и чванливыми завоевателями. Которые, кстати, так и не решились на штурм истерзанного города.

Нормы выдачи хлеба повышены

Дополнительное снабжение: малоизвестные факты

Помимо катастрофической нехватки продовольствия, блокадный Ленинград буквально погибал из-за нехватки топлива, тепла и электроэнергии.

К безжалостному голоду, не щадившему ни взрослых, ни детей, прибавлялся ещё и смертельный холод. В буквальном смысле убивающий ослабленный организм.

Учитывая это, практически одновременно с оборудованием Дороги жизни, по льду Ладожского озера был проложен электрический кабель.

Обеспечивающий питание от единственной оставшейся не захваченной врагом Волховской ГЭС. И гигантский трубопровод, призванный перекачивать топливо в обескровленный город.

Все эти меры привели к тому, что ещё до прорыва Блокады жители Ленинграда не только продолжили проявлять невероятную стойкость и крепость духа. Но и вышли на уборку улиц весной 1942 года.

Каким напряжением сил и духа, какой самоотверженностью каждого человека это было достигнуто – просто уму не постижимо.

Ленинградцы на субботнике 1942 года

Работа Дороги жизни после прорыва блокады Ленинграда

Нет никаких сомнений в том, что именно Дорога жизни помогла выстоять ленинградцам и защитникам города. В самые тяжёлые, трагические и казавшиеся уже безнадёжными дни.

Даже после прорыва блокады Ленинграда, состоявшегося в январе 1943 года. Полноценное снабжение города через образовавшийся сухопутный коридор всё ещё было невозможно.

Конечно, уцелевшие жители города вздохнули с некоторым облегчением. Но в вопросах обеспечения к ним добавились освободители из состава подразделений Волховского и Ленинградского фронтов.

А значит, Дорога жизни просто обязано была продолжать свою работу.

Работа Дороги жизни после прорыва блокады Ленинграда

Как дорога жизни стала путём в бессмертие

Блокада Ленинграда, начиная с начала сентября 1941 года и до официальной даты его полного снятия в январе 1944-го. Продолжалась без малого 900 дней.

И более 500 суток противостоять этому беспримерному акту геноцида со стороны озверевших от потерь интервентов и пиратов разного пошиба. Позволял единственный смертельно опасный путь. Проложенный по ненадёжному маршруту, по трудным участкам местности. Буквально по телам погибших и неисчислимым остовам техники.

Но именно этот путь, не имевший благоустроенных автобанов, транспортных развязок и даже светофоров. Завоевал бессмертное на века звание Дороги Жизни.

Вывоз гражданских лиц из блокадного Ленинграда

Бессмертный свидетель всенародного подвига

По мере того, как уже Советская армия в 1944 году громила немецко-фашистских захватчиков и их сателлитов. Отодвигая врага всё дальше на запад от Ленинграда. Стратегическая военная значимость Дороги жизни постепенно сходила на нет.

Если сухопутная её часть ещё представляла хоть какое-то военное значение. То побережье Ладожского озера, полностью ставшего внутренним после очередного и окончательного изгнания финнов. Стало использоваться для перевозки вспомогательных грузов.

А вот автомобильная трасса и железнодорожные пути, проложенные на востоке Ленинградской области. Продолжали использоваться в стратегических военных целях вплоть до 1975 года.

Сегодня практически вся сухопутная часть Дороги жизни представляет собой единый мемориальный комплекс.

Схема Дороги жизни

Маршрут самостоятельной экскурсии по Дороге жизни из Санкт-Петербурга

Нынешний автомобильный маршрут (бывшая трасса А-128, ныне 41К-064), носящий название «Дорога Жизни». Не в полной точности копирует дорогу военных времён.

Особенно это касается непосредственной близости восточного побережья Ладожского озера. Где мощёная дорога разветвлялась на множество грунтовых пролесков в целях маскировки.

А вот железнодорожные пути, проложенные от легендарного Финляндского вокзала, находящегося практически в центре города. До станции «Ладожское озеро», остались неизменными до наших дней.

Начало Дороги жизни – памятник регулировщице

Современная трасса «Дорога жизни» начинается от границы Всеволожского района на пересечении Рябовского шоссе и КАД.

Здесь возле железнодорожного переезда установлен столб, обозначающий первый километр и памятный знак «Регулировщица».

Во время войны молодые девушки с флажками в руках днём и с фонариками – ночью. Указывали конвоям правильное направление и опасные участки.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Особая опасность выпадала на долю тех регулировщиков, которые обслуживали 30-километровый ледовый участок дороги.

Юные героини размещались через каждый километр трассы. Обозначая изменения направления, образовавшиеся полыньи и опасные участки.

И днём, и ночью, несмотря на самую лютую стужу и яростные бомбардировки врага. Они не покидали свой пост ни на минуту. Ведь от них в прямом смысле зависела жизнь огромного числа людей.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Зенитная установка

Единый комплекс с памятным знаком «Регулировщица» на 1-м километре Дороги жизни составляет установленное зенитное орудие 52-К. Принятое на вооружение в 1939 году.

Такие 85-милиметровые пушки эффективно защищали небо над блокадным Ленинградом. Они в большом количестве были расположены и вдоль всей сухопутной дороги, и на льду Ладожского озера.

Когда зенитки не справлялись с вражескими бомбардировщиками. Тогда к образовавшимся полыньям устремлялись отчаянные регулировщицы. Поэтому эти памятники и стоят сегодня вместе.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Цветок жизни

Один из самых эмоциональных памятников, посвящённых тем трагическим дням, установлен на 3-м километре шоссе.

Комплекс, сооружённый в 1968 году, состоит из 15-метровой бетонной ромашки на высоком стебле. На лепестках которой значатся слова песни, ставшей девизом: «Пусть всегда будет Солнце!».

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Дневник Тани Савичевой

Аллея, проложенная от «Цветка жизни» вглубь леса, ведёт к кургану. На котором установлено 8 стел, выполненных в виде листков из знаменитого дневника Тани Савичевой. Читать который без слёз просто невозможно.

12-летняя девочка потеряла в блокадном Ленинграде всех своих многочисленных родственников. Которые умерли от голода, а сама Таня впоследствии была вывезена из города. Но вскоре умерла о истощения и приобретённых во время блокады хронических болезней.

Комплекс, посвящённый трагической судьбе детей блокады, окружён рощей из 900 берёз по количеству тех страшных дней.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Памятник «Балтийские крылья»

На 6-м километре Дороги жизни во время войны располагался один из полевых аэродромов. Прикрывавших ленинградское небо и ледовую трассу.

Во многом благодаря мужеству и самоотверженности балтийских лётчиков. Пути сообщения с «Большой землёй» продолжали функционировать в самые тяжёлые блокадные времена.

Сегодня об этом напоминает бетонный хвост самолёта, врезавшегося в землю. Потери среди лётного состава и техники в 1941-1943 годах действительно были большими. Но всё же город удалось отстоять, в том числе, и при помощи авиации.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Румболовская гора

На 10-м километре Дороги жизни, в месте её пересечения с Колтушским шоссе. Установлен мемориал «Румболовская гора».

Четыре металлических листков дуба символизируют мужество и стойкость защитников блокадного Ленинграда. А 4 лавровых листа – их неувядаемую славу.

Между ними размещён желудь, как символ возрождения жизни. Рядом со скульптурной композицией помещена стела с выбитой на ней словами из стихотворения легендарной несгибаемой «поэтессы блокады» Ольги Берггольц.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Памятник «полуторке»

Основу автомобильного парка, обслуживающего дорогу жизни, составляли грузовики ГАЗ-АА, прозванные в народе «полуторками».

Эти лёгкие машины обладали достаточно высокими показателями вместимости и грузоподъёмности. Но в осенние месяцы, когда лёд на Ладожском озере только устанавливался. Или весной, когда он начинал таять, гружёные полуторки нередко проваливались под лёд вместе с грузом и шофёром.

И хотя водители держали двери кабины открытыми, они часто просто не успевали покинуть машину. Угодившую в полынью или воронку.

Тающая Ладога

Но и зимой, когда лёд становился достаточно крепким, толстым и казался надёжным. Проезд по ледовому участку Дороги жизни таил в себе смертельную опасность.

Постоянные бомбёжки и артиллерийские обстрелы противника приводили к образованию глубоких прорубей. Припорошенных снегом.

Помимо этого, шоферов терзал лютый холод. Несмотря на то, что на трассе через каждые 5 километров располагались пункты обогрева и ремонтные мастерские. Водители проскакивали их в стремлении как можно скорее доставить жизненно важные грузы до пункта назначения.

Провалившийся грузовик

В связи со всем этим, работа фронтовых водителей на Ладожском озере была ничуть не менее опасной. Чем нахождение в окопах.

Их беспримерному подвигу и посвящён мемориал, находящийся на 10-м километре. Он представляет собой одну из сохранившихся со времён войны «полуторку», водружённую на постамент.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Сохранившийся исторический участок

Представление о том, как выглядел сухопутный отрезок Дороги жизни во время войны, можно получить на 12-м километре современного шоссе.

Здесь специально оставлен 280-метровый участок мощёной булыжником автомобильной трассы тех лет. Можно только представить себе, как на такой «магистрали» нещадно трясло и водителей, и пассажиров. Среди которых было немало больных и раненых.

Тем не менее, поток машин не иссякал ни днём, ни ночью. О чём напоминают расположенные сбоку три бетонных указателя с воодушевляющими лозунгами военной поры.

Исторический кусок дороги военных лет

Мемориал «Катюша»

Как и Дорога жизни, реактивная система залпового огня БМ-12 «Катюша» является одним из главных символов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Поэтому присутствие мемориала, построенного в 1966 году и посвящённого легендарному Оружию Победы. На Дороге жизни отнюдь не случайно.

Тем более, что «Катюши» приняли самое активное участие сначала в прорыве блокады Ленинграда. А позже – и в полном её снятии.

Как известно, реактивная система устанавливалась не только на автомобильные шасси. Но и существовала в наземном варианте. Именно в таком виде она и представлена на 17-м километре современного шоссе.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Братское захоронение

Между 30-м и 31-м километрами современной трассы «Дорога жизни» находится место, где даже очень спешащие туристы стремятся остановиться. Или, хотя бы, снизить скорость.

Этот участок недаром называют «километром скорби». Здесь располагается братское захоронение, в котором покоятся жертвы одного из самых жестоких в истории примеров фашистского геноцида:

  • военнослужащих, до последнего вздоха беззаветно защищавших Дорогу жизни;
  • медицинских работников, водителей и регулировщиков, строителей, не задумываясь пожертвовавших собой ради жизни других;
  • раненых, больных, стариков, женщин и детей, так и не доехавших до спасительной «Большой земли».

Разумеется, это – далеко не единственное массовое захоронение жертв блокады Ленинграда. И не самое большое.

Но каждое из 500 имен, выбитых на гранитных плитах кирпичной стены, достойно того, чтобы склонить голову. Преклонить колено и возложить цветы.

Братское кладбище

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

Несмотря на беспримерное мужество, невероятную стойкость и стальную волю защитников Ленинграда и жителей блокадного города. Фашисты с маниакальным упорством продолжали реализовывать свои людоедские планы.

Но, как это не раз случалось с иноземными захватчиками, они просчитались. Ленинград не был брошен на произвол судьбы. А после прорыва блокады незавидная судьба очередных оккупантов была предопределена.

Войсковая операция «Искра», проведённая в январе 1943 года советским командованием. Положила начало необратимому процессу, когда вражеские орды начали своё стремительное и паническое бегство восвояси.

Отступление фашистов от Ленинграда

Но до полного освобождения города оставался ещё целый год. Немецко-фашистские войска и их союзники никак не могли смириться с тем, что им так и не удалось покорить Ленинград.

Всеми возможными способами цепляясь за временно захваченные территории, они так и не поняли, что несгибаемый город не просто выстоял. А стал одним из символов их неминуемого поражения.

Прорыв блокады позволил несколько «разгрузить» Дорогу жизни от колоссального напряжения. В котором более 500 дней она действовала, хотя дорога продолжила свою работу.

Прорыв блокады Ленинграда 1943Именно этим грандиозным событиям и посвящён мемориальный комплекс «Разорванное кольцо». Расположенный на 40-м километре Дороги жизни и прекрасно просматривающийся, как с шоссе, так и с Ладожского озера.

Главным элементом архитектурного ансамбля является композиция из двух бетонных полуколец. Имеющих разрыв в месте схождения друг с другом.

Ассоциация с историческими событиями вполне очевидна. А вокруг монумента размещены уже знакомая зенитка типа 52-К, мемориальные стелы и вечный огонь. Воспылавший здесь в 2015 году.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Осиновецкий маяк

Поначалу окончание современной трассы «Дорога жизни» может привести неискушенного туриста в некоторое замешательство. Ведь очень многие слышали, что переход сухопутной трассы переходил в ледовый участок в районе Осиновца.

Но всё дело в том, что высочайший Осиновецкий маяк, высотой в 70 метров, был сооружён ещё в 1906 году. Для обеспечения очень опасного и потому вялого судоходства по опасному и коварному Ладожскому озеру.

И во время блокады он служил лишь ориентиром для мобильных караванов и плавательных средств. Которые могли следовать и от Борисовой Гривы, и от Коккорева, и от других импровизированных пристаней и станций.

Отсюда и разночтения в километраже наземного участка Дороги жизни. Принято считать, что он составлял 46 километров. Но в связи с изменениями текущей ситуации, протяжённость маршрута могла изменяться в ту или иную сторону.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Окончание сухопутного отрезка и Музей Дороги жизни

Как бы не изменялась сухопутная трасса Дороги жизни в военные годы. Из-за стратегических соображений и складывающейся оперативной ситуации на фронте. Её конечным пунктом в конечном итоге являлась железнодорожная станция «Ладожское озеро».

Дело в том, что именно в этой точке автомобильная дорога сходилась с железнодорожными путями. Недаром современное здание станционного вокзала стилизовано под бетонный противотанковый надолб. А на специально выделенном рельсовом тупике возвышается громада паровоза Эш-4375 с именным названием «Комсомолец».

Именно он перевозил грузы, доставленные с «Большой земли». По ныне существующему 56-километровому участку Октябрьской железной дороги до Финляндского вокзала.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Как бы завершающим и максимально эмоциональным аккордом, венчающим бессмертную симфонию под названием «Дорога Жизни». Звучит одноимённая музейная экспозиция, расположенная всё на той же железнодорожной станции «Ладожское озеро».

Поначалу довольно скромная экспозиция размещалась на верхних этажах административного здания. И составляла, в основном, оружие, документы и личные вещи участников тех незабываемых трагических и одновременно героических событий.

Но со временем был построен специальный архитектурный комплекс и площадка под открытым небом. Где размещали найденные в земле артефакты тех времён. Поднятую со дна военную технику и прочие свидетельства тех незабываемых дней.

И нет никаких сомнений в том, что скорбная коллекция Музея с течением времени будет лишь пополняться.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Малая Дорога жизни

Возвращаясь к роли железнодорожного транспорта в деле обеспечения жизнедеятельности блокадного Ленинграда. Не следует принижать его роль.

Разумеется, тяжёлые составы априори не могли пройти по льду Ладожского озера, а по его водам летом – тем более.

Хотя даже такие, казалось бы, безумные проекты существовали. И даже предпринимались безуспешные попытки их реализации на практике.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Но железнодорожные составы могли перевозить куда большее количество грузов, нежели автомобильные караваны. Причём на более безопасной территории, контролируемой силами РККА, НКВД и других боеспособных и мотивированных подразделений.

Кроме того, вплоть до снятия блокады, серьёзной головной болью советского командования оставались непокорённый немцами Ораниенбаумский плацдарм. С его разрушительными артиллерийскими батареями знаменитой Красной Горки. И форты Кронштадта, так и не спустившие флаг во ознаменование капитуляции или сдачи оружия.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Несмотря на всеобщий героизм, массовое самопожертвование и веру в окончательную победу. Силы защитников плацдармов неумолимо иссякали.

Необходимо учесть, что на крошечных пятачках, так и не покорившихся врагу, размещались не только военные. Ведущие героическую оборону день ото дня, но и многочисленные беженцы.

Их тоже нужно было спасать, кормить и вывозить. И вот тогда, учитывая опыт прокладки Главной Дороги Жизни. От северного побережья Финского залива была проведена так называемая Малая нить.

Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге

Стратегическая суть идеи заключалась в том, чтобы организовать сообщение по наиболее приближённой к Ленинграду восточной полосе Финского залива.

Маршрут пролегал от нынешнего Ломоносова до острова Котлин. С выходом на северо-восточное побережье в районе контролируемых Красной Армией посёлков Лисий Нос и Горская.

В отличие от непредсказуемого и капризного Ладожского озера, Финский залив обладает весьма покладистым нравом.

В прибрежной полосе преобладает мелководье, практически отсутствуют штормы. Но в то же время лёд устанавливается достаточно рано, имеет плотную, гладкую и однородную структуру.

Финский залив зимой

Казалось бы, здесь существуют практически идеальные условия. Для повторения гениального решения инженерно-технической мысли, воплощённого на Ладожском озере.

Вот, только как быть с некоторыми особыми обстоятельствами именно в данной конкретной ситуации:

  • недостаточность сил и средств, брошенных на Дорогу жизни во имя выполнения главных задач по спасению города;
  • проблемы организации согласованного сообщения, как сказали бы сегодня – «логистики»;
  • наличие транспорта, скорость и эффективность передвижения.

И вот тогда именно железнодорожники предложили очень простое, но весьма рациональное решение. Суть его заключалась во вполне очевидной сейчас схеме.

Грузы, поступающие с «Большой земли» в район Осиновца, перевозятся по железной дороге до Финляндского вокзала. Там разгружаются вагоны. Но часть из них направляется специальным поездом в сторону Лисьего Носа. Где ещё с царских времён существует специальная ветка, ведущая к бывшей прогулочной пристани.

А на обратном пути тот же состав забирает эвакуированных. Которые передаются всё тому же Эш-4375, грузятся в автомобильные колонны, размещаются в санных караванах. Или даже идут по льду озера пешком.

Станция Горская в царские времена

Удивительно, но даже в наши дни, когда вокруг по дамбе проносится скоростной транспорт. Горское кладбище остаётся совсем неизвестным, по сравнению с помпезными памятниками, находящимися по соседству. В каких-то 500-800 метрах от бывшей административной границы Лисьего Носа.

А ведь там покоятся не только останки местных жителей, знаменитых деятелей краевого масштаба. Но и жертв суровых дней самой (пока) кровопролитной войны – русских, финнов, немцев…

Горское кладбище

Вместо итога, которого не может быть никогда

Вряд ли хоть один здравомыслящий человек, если он находится в трезвом уме и не подвержен так называемой «промывке мозгов». Станет утверждать, что фашизм является одним из самых вопиющих и безобразных воплощений зла.

Разумеется, в нынешних условиях превалирования либерального нигилизма, можно дойти и до оправдания Гитлера. И до восхваления Дьявола, и для полного переворота по Дж. Оруэллу.

Но у каждого человека, где бы он ни родился, и какие бы ценности он ни исповедовал, должна существовать определённая «генетическая память».

Больше информации про достопримечательности Санкт-Петербурга можно получить в статьях:

Пискаревское кладбище в Петербурге

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
путешествия по России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: