Содержание
Даже при том обилии мостов, которыми располагает Санкт-Петербург, Троицкий мост заметно выделяется на общем фоне.
Троицкий мост в Санкт-Петербурге является не просто архитектурным шедевром и историческим памятником. Это – ещё и торжество инженерной мысли, и символ победы над стихией.
Санкт-Петербург не зря зачастую называют «Городом мостов» – их здесь огромное множество. Но даже на фоне такого разнообразия, Троицкий мост в Санкт-Петербурге занимает особое место.
Это объясняется хитроумными инженерными находками. Уникальной историей создания и великолепием художественного оформления.
Глубокое впечатление на каждого производит не только сам мост, но и открывающиеся с него виды. Недаром он входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Краткое описание
Один из самых красивейших мостов Санкт-Петербурга – Троицкий. Поражает своим сочетанием грандиозности сооружения и ажурности оформления.
Металлическая махина длиной более 500 метров состоит из 10 арочных пролётов. Один из которых является разводным.
В отличие от привычных «открыточных» видов петербургских мостов. Троицкий не имеет двух «рук», устремлённых к небу.
Но от этого он отнюдь не становится менее красивым и впечатляющим. Уникальные хитроумные инженерные решения, скрытые внутри моста. Венчает роскошная художественная отделка его видимой части.
Расположение Троицкого моста
Если с высоты птичьего полёта посмотреть на Санкт-Петербург, Троицкий мост расположен в самом центре города. Он соединяет между собой центральную часть в районе Марсова поля с Петроградской стороной.
Переправа в этом месте издавна носила стратегическое значение не только с точки зрения транспортного сообщения. Но и служила для эвакуации населения во время частых наводнений.
На сегодняшний день зависимость Северной столицы от природных капризов в значительной мере снизилась. Но Троицкий мост по-прежнему остаётся одной из главных транспортных артерий города.
Кроме того, этот мост долгое время имел важное географическое значение. Через его ось проходит Пулковский меридиан, имевший в прежние времена очень важное значение. В составлении географических, топографических и навигационных карт.
Все эти многочисленные функции выполняет Троицкий мост и в наши дни.
История Троицкого моста
Переправа в этом месте появилась практически одновременно с основанием Санкт-Петербурга.
Поначалу сообщение нынешней Петроградской стороны с центром города осуществлялось исключительно на лодках и речных маломерных судах.
Несколько позже была предпринята попытка постройки плашкоутного (наплавного) сооружения. Расположенного несколько выше по течению Невы.
А тот постоянный Троицкий мост, который можно видеть сегодня, был возведён в самом начале XIX века.
Петровская эпоха
С самого момента основания Санкт-Петербурга район города, носящий сегодня название Петроградская сторона. Осваивался, заселялся и застраивался достаточно активно.
Серьёзным препятствием на этом пути служило отсутствие переправы. Даже с учётом того, что Нева имеет довольно умеренный нрав, она нередко выходила из берегов. Угрожая прилегающим окрестностям.
Разрушительные наводнения в Петербурге происходили тогда с пугающей регулярностью. Жители Петроградской стороны не раз обращались к властям города с просьбой о сооружении постоянной переправы.
Но строившиеся время от времени понтонные мосты не обеспечивали надёжность при повышении уровня воды в Неве.
К тому же, они препятствовали движению судов по фарватеру главной водной артерии города. Которое имело в те времена важное оборонное и транспортное значение.
Возведение нового плашкоутного моста
Идя навстречу пожеланиям жителей тогдашней столицы Российской империи и в целях обеспечения их безопасности. Власти Санкт-Петербурга в 1803 году приняли решение о наведении плашкоутного моста.
Он находился чуть выше – в районе Летнего сада. И состоял из речных барок, удерживавших доски, служившие в качестве переправы.
В случае необходимости прохода судов, центральные барки просто перемещались в стороны. Обеспечивая свободный фарватер.
Но на деле конструкция оказалась достаточно сложной в обслуживании и недостаточно надёжной. Более совершенное мостовое сооружение возвели в 1827 году в створе Суворовской и Троицкой площадей.
По нему к 1880 году даже запустили «конку» – популярный в те времена вид общественного транспорта. Но необходимость в строительстве надёжной стационарной капитальной переправы становилась всё более и более очевидной.
Строительство нынешнего Троицкого моста
Конкурс на проектирование и строительство капитального моста через Неву, ведущего от Суворовской площади к Троицкой. Был объявлен в 1892 году и продолжался до 1896-го.
Интересно, что в нём принимала участие компания знаменитого Эйфеля – автора легендарной башни в Париже. Но победу одержала другая французская фирма – «Батиньоль».
Выбор, по всей видимости, был не случаен: в то же время в Париже строился мост Александра I через Сену. В то время в отношениях между Россией и Францией наметилось весьма очевидное сближение.
Таким образом, Троицкий мост играл ещё и политически-общественную роль. Проект был утверждён императором Николаем II и 12 августа 1897 года. В присутствии царской четы и президента Французской республики Феликса Фора состоялась церемония его закладки.
Архитектурный проект Троицкого моста, разработанный французами Винсентом Шабролем и Рене Патульяром. Подразумевал возведение 10-арочной каменно-стальной аркады длиной 580 метров.
Ближе к левому берегу Невы была сооружена судоходная часть моста. Интересно, что первоначально проходной пролёт разводился не вверх, а в сторону. Для чего была предусмотрена дополнительная опора, выступающая над поверхностью реки.
Троицкий мост был официально введён в эксплуатацию к 200-летию основания Санкт-Петербурга – 29 мая 1903 года. И первыми по нему проследовали члены императорской фамилии.
Николай II также собственноручным нажатием кнопки привёл в действие электромеханический разводной механизм. А уже в 1908 году по третьему в истории города постоянному мосту через Неву запустили регулярное трамвайное движение.
Изменения названий и реконструкции Троицкого моста
Первоначально мост предполагалось назвать Суворовским. В честь одноименной площади, расположенной возле Марсова поля.
Но в итоге в качестве «крёстной» была выбрана другая площадь – Троицкая на Петроградской стороне. Эта площадь, в свою очередь, была названа в честь грандиозного Собора, уничтоженного в 1933 году.
За время своего существования Троицкий мост несколько раз менял своё наименование. Что отражало те или иные события, происходившие в разные времена в политической жизни страны:
- сразу после Октябрьской революции ему было присвоено название «Мост Равенства»;
- в 1934 году, после убийства С.М. Кирова, он был переименован в честь видного советского деятеля в Кировский;
- в 1991 году мосту вернули первоначальное историческое название.
Что касается реконструкций моста, проведённых в различное время, то их история достаточно насыщена:
- в 1935 году короны и двуглавые орлы в оформлении моста были заменены на звёзды и серпы с молотами;
- во время Блокады в мост не раз попадали вражеские снаряды и бомбы.
Но он устоял – проводился лишь ремонт дорожного полотна;
- с введением в эксплуатацию в 60-х годах XX века Волго-Донского речного пути.
Разводную часть моста сделали вертикальной.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на постоянные обстрелы и бомбёжки врага. Троицкий мост продолжал выполнять функцию одной из главных транспортных артерий города. И в полной мере повторял Великий подвиг жителей блокадного Ленинграда.
Последняя масштабная реконструкция Троицкого моста проводилась с 2001 по 2003 годы. В ходе неё мосту было возвращено пышное великолепие художественного убранства. Восстановлены орлы и короны, воссоздана изящная чугунная ковка ограждений и перил.
Любопытные факты
С Троицким мостом в Санкт-Петербурге связано множество любопытных фактов, легенд и мифов:
- с центральной точки архитектурного сооружения, там где решётка ограждения меняет направление рисунка.
Открывается вид ещё на 7 питерских мостов;
- где-то в основании моста спрятаны золотые монеты.
Уложенные в него в день закладки российским императором и французским президентом;
- именно Троицкий мост разводят во время проведения знаменитой церемонии «Алые паруса».
Когда под его пролётом проходит сказочно красивый парусник.
Старожилы города и краеведы утверждают, что именно под Троицким мостом легендарный лётчик Валерий Чкалов совершил свой хулиганский пролёт. Едва не стоивший ему жизни и повлекший отбывание наказания на гауптвахте.
Во всяком случае, при съёмках фильма в 1940 году лётчик-каскадёр Евгений Борисенко 6 раз исполнил этот трюк именно под тогда Кировским мостом.
Уникальные технологические решения
При проектировании и строительстве третьего по старшинству постоянного моста через Неву. Был применён целый ряд инженерных и технических решений. Являвшихся инновационными для конца XIX века.
Причём это касается не только разводного механизма, но и архитектурных особенностей. Река Нева в этом месте достаточно глубока, а её течение, хоть и не видное глазу – довольно стремительное.
От инженеров и строителей потребовалось немало выдумки. Для того, чтобы укрепить берега и обеспечить надёжную устойчивость конструкции.
Диковинной по тем временам была и система разводки моста для обеспечения свободы судоходства. Первоначально поворотный пролёт управлялся хитроумными электромеханическими агрегатами.
А позже они были заменены на более сложную, но гораздо более мощную и надёжную гидравлическую систему.
И, конечно, особый восторг вызывает оформление видимого пространства моста. Его проезжей и пешеходной частей.
Изящная кованая решётка и перила, двуглавые орлы и короны, памятные исторические доски. Всё это позволяет в буквальном смысле прикоснуться к истории Российской империи.
Оценить её силу и роскошь, ощутить чувство гордости за свою великую страну в разные исторические эпохи её существования.
Как добраться и где остановиться
Троицкий мост расположен в самом центре Санкт-Петербурга. Ближайшие к нему станции городского метрополитена – «Горьковская» – находится в 5 минутах ходьбы и в пределах видимости.
Непосредственно по мосту проходят троллейбусные маршруты № 1, 9, 31. Следуют автобусы № 46, 49, 76 и проезжают трамваи № 6 и 40.
Что касается объектов гостиничного фонда, то вблизи Троицкого моста сосредоточено огромное их количество.
В качестве примеров можно назвать следующие:
- гостиница «У семи мостов»;
- отель 3MostA;
- хостел Rinaldi;
- апартаменты «Пушка INN»;
- гостиница «Петроградская».
Помимо этого, даже в разгар туристического сезона всегда можно найти вполне доступные по стоимости варианты размещения. От владельцев частных квартир и апартаментов.
Что посмотреть рядом
Подробный список достопримечательностей Санкт-Петербурга, расположенных поблизости от Троицкого моста. Занял бы целый увесистый том.
Наиболее знаменитые места, обеспечивающие открыточные виды и знаменитые не только по всей России, но и во всём мире:
- Стрелка Васильевского острова;
- Петропавловская крепость;
- Марсово поле и Летний сад.
И поистине бесчисленное количество достопримечательностей, легендарных исторических мест и памятников. Находятся буквально в шаговой доступности от Троицкого моста.
Поэтому через него проходят и ценители истории, и поклонники архитектурных шедевров. И любители всего нового и необычного.
А виды, открывающиеся по ходу всех 580 метров протяжённости моста. Безусловно, стоят затраченных на его посещение времени и сил!
Троицкий мост сам по себе связывает между собой наиболее известные исторические районы Санкт-Петербурга. А рядом расположен не менее легендарный Васильевский остров.
И это – лишь те примечательные объекты, которые находятся в обозримой перспективе. Открывающейся с Троицкого моста.
Заключение
Посещение Троицкого моста или проезд по нему входит в обязательную программу почти всех экскурсий по Санкт-Петербургу. Как пешеходных, так и автобусных.
Один из старейших и красивейших мостов Северной Столицы неразрывно связан с историей города. И является свидетелем множества событий, происходивших здесь в различные времена.
Он не просто представляет собой великолепный архитектурный объект и историческую достопримечательность. Он является частью культурного кода Санкт-Петербурга и всей страны в целом.
Удачно расположенный в самом центре города. Троицкий мост в Санкт-Петербурге обеспечивает лёгкий доступ ко всем достопримечательностям, памятникам и удивительным местам.
Кроме того, сама прогулка по мосту оставляет неизгладимые впечатления. Неповторимая ажурная вязь чугунной решётки, возвышающаяся над гладью спокойной Невы, запоминается на всю жизнь.
А завораживающие виды на окрестности с архитектурными шедеврами и памятниками. Позволяют сделать грандиозные памятные фотографии.
При этом Троицкий мост в Санкт-Петербурге – это не застывший в камне памятник. А действующая городская переправа, выполняющая функции важнейшей транспортной магистрали.
В этой связи особо впечатляюще выглядит Троицкий мост в разведённом состоянии. Когда ночная художественная подсветка делает его поистине фантастическим зрелищем!
Больше информации про достопримечательности Санкт-Петербурга можно получить в статьях:
- Аквапарк «Питерлэнд» в Санкт-Петербурге;
- Парк аттракционов «Диво Остров» в Санкт-Петербурге;
- Кунсткамера Санкт-Петербурга: что это и особенности места;
- Эрмитаж: путешествие в сердце искусства Санкт-Петербурга;
- Мемориальный комплекс «Дорога Жизни» в Санкт-Петербурге;
- Невский проспект в Санкт-Петербурге: достопримечательности;
- Сенатская площадь: история, архитектура и современная жизнь;
- Зима в Питере: достопримечательности Санкт-Петербурга зимой;
- Васильевский остров в Санкт-Петербурге: достопримечательности;
- Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге: история, достопримечательности…













